Б

Р

А

Т

Е

Е

В

О

 
     
 
 
             
 

Хочешь защитить свои права? Узнать о своих обязанностях? Ознакомиться с правилами школьной жизни? Зайди на страничку ОМБУДСМЕНА

Программа элективного курса по английскому языку "История Англии"

Команда – участник Чемпионата Европы 2006 года, победитель соревнований «Кубок Федерации-2006».

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Омбудсмен

Кто такой "омбудсмен" и зачем он нужен гимназии? Ответить на первый - относительно легко: "омбудсмен" - шведское слово, означающее "уполномоченный по защите прав человека". В чем же его функции в рамках школьной жизни? Ответ кажется относительно очевидным: существует устойчивое и всеми слышанное понятие "правовое поле". В школьном пространстве это означает такие вроде бы простые, но необходимые учители, а тем паче ученику вещи как справедливость, порядок, взаимопонимание, возможность договоренности сторон, взаимное уважение прав и соблюдение обязанностей всех участников образовательного процесса.
Достижению этих целей и служит реализуемый в гимназии проект "Школа - правовое пространство". На наш взгляд, именно школа должна дать ученику необходимый для последующей социальной адаптации опыт улаживания конфликтов, смягчение напряженности во взаимоотношениях, понимания, что права - это не механизм, а регулятор человеческих отношений.
Омбудсмен - не очередная должность, не заместитель директора. Тем более важным представляется тот факт, что лицо это не официальное, более того, действительно независимое и конфиденциальное. И нейтральное, разумеется. Основными направлениями деятельности омбудсмена (в гимназии эту функцию взяла на себя Н.В. Бурцева) являются:нятие внутренних нормативных актов,
1. Принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива
2. Проведение мероприятий, посвященных правам участников школьного процесса
3. Рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации
4. Дальнейшая разработка проекта "Школа - правовое пространство"

Понятия "права ребенка", увы, по прежнему представляется чем-то экзотическим. Возможно, роль омбудсмена - не просто установление контроля за их соблюдением, а начало несомненно важного и такого очевидного движения от прав Ребенка к правам Человека

Аналитический доклад о деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса за 2007/2008 г. Бурцевой Н.В., ГОУ гимназии № 1587  

Вступительная часть

Настоящий доклад подготовлен в соответствии со ст. № 29 «Положения об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса». Данный материал представляется Уполномоченным на заседании Совета школы, на педагогическом совете. Информация, отражающая деятельность Уполномоченного, размещается на стенде «Омбудсмен», на сайте школы.

Цели и задачи деятельности Уполномоченного.

Цель: развитие гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса, как составной части целостной системы учебно-воспитательной работы; обеспечение и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса.

Задачи :

  • Развитие в рамках внеурочной воспитательной работы направлений и форм, связанных с гражданско-правовым развитием учащихся (ролевые игры, дискуссии, дебаты, активизация ученического самоуправления).
  • Работа с педагогическими кадрами, направленная на рост профессиональной компетентности педагогов, на развитие их профессиональных умений, на формирование у них толерантного отношения к ученикам, родителям, их правам и интересам, на более глубокое осознание педагогами своих прав и обязанностей.
  • Вовлечение родителей в правовое пространоство.
  • Дальнейшее совершенствование локальных нормативных актов (Правила школьной жизни, Положение о внешнем виде учащихся).

В основу аналитического доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений, материалы мониторингов, опросов, анкетирования участников образовательного процесса, проведенных с участием Уполномоченного по правам; также сведения, полученные в ходе участия в совещаниях, педсоветах, родительских собраний и конференциях, на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересы данных участников.

Большая часть жалоб рассматривалась и разрешалась в оперативном порядке без привлечения администрации.

В 2007-2008 учебном году поступило 46 индивидуальных и коллективных обращений (в том числе консультации по правовым вопросам).

Из них:

52% - составляют учащиеся;

28% - родители;

20% - учителя.

Сведения о количестве и тематике обращений к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса

1. Количество обращений

Год

Количество обращений

Учащиеся(% )

Учителя

Родители

2002/2003

32

28(87,5 %)

-

4(12,5 %)

2003/2004

81

62(76,5 %)

2(2,5 %)

17(21 %)

2004/2005

150

92(68 %)

18(12 %)

30(20 %)

2005/2006

73

49(67 %)

5(7 %)

19(26 %)

2006/2007

68

47(69 %)

9(13 %)

12(18 %)

2007/2008

46

24(52%)

13(28%)

9(20%)

2. Тематика и анализ обращений участников образовательного процесса

Анализ статистических данных показывает, что, как и в прошлые годы (см. табл.) большинство обращений поступает от учащихся. Среди вопросов, наиболее часто беспокоивших учеников, можно выделить такие, как:

  • Большое количество контрольных и зачетных работ в день и неделю (большинство обращений).

Несмотря на принятые администрацией меры (внутришкольный приказ «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»), продолжается нарушение графика проведения контрольных и зачетных работ. В ходе выяснения причин обнаружилось, что при планировании всех видов текущей и рубежной аттестации (контрольные работы, зачеты, сочинения и пр.) составляется примерный график проведения этого вида контроля, которого педагоги школы стараются придерживаться. Но соблюдение этого графика не всегда получается по независящим от них причинам, например, контольные работы окружные и городские.

На заседании методического совета была поставлена задача председателям МО и завучам школы при составлении графика контрольных работ на следующий учебный год учесть все недостатки и устранить перегрузку учащихся.

  • Право детей на отдых на переменах (задержка учащихся на уроке после его окончания).

В этом учебном году количество обращений учащихся по этому вопросу было больше, чем в предыдущие годы. При выяснении причин задержек учащихся на уроке после звонка, учителя-предметники (русский язык, литература, история, иностранные языки) объясняют это тем, что «не успеваем по программе, слабая работа всего класса, невыполненное домашнее задание и т.д.». Все эти объяснения, причины, указанные педагогами, говорят о недостаточном профессионализме предметника, в неумении сформировать познавательный интерес у учащихся к своему предмету, в неумении организовать занятия со всеми учащимися.

Следующие вопросы, с которыми обращались учащиеся, можно объединить в две группы:

  • Удаление учащихся с уроков за плохое поведение или неподготовку к уроку, за внешний вид (отсутствие формы), не допускают на урок за опоздание.
  • Выставление оценок за поведение учащихся, а не за знания и умения.

Решение конфликтных ситуаций на уроке у данной категории учителей зависит от личности педагога, от неумения по другому решать возникающие проблемы (опоздание учащегося, плохое поведение на уроке, неподготовка к уроку и т.д.). Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму. Как считают сами ученики, конфликты с учителями возникают чаще всего из-за несправедливого выставления оценки – справедливой по мнению учителя, и вовсе несправедливой по мнению ученика. Для учителя оценка – это отражение успехов обучаемого в выполнении определенного задания, для ученика – это оценка его как личности.

Нередко конфликт «ученик- учитель» перерастает в конфликт «родитель-учитель». Вот перечень вопросов, с которыми обращались к Уполномоченному родители:

- несвоевременное выставление оценок в дневники;

- нерегулярная проверка тетрадей в 5-6 классах (домашнее задание задается, но не проверяется);

- школьная форма;

- опоздание учителей-предметников на уроки и решение личных (разговор по мобильному телефону) и административных вопросов во время занятий;

- конфликты отдельных учащихся с целым классом или группой одноклассников;

- снятие с уроков для выполнения работ, не связанных с учебным процессом.

Учителя обращались к Уполномоченному в рамках функционирования школы по следующим проблемам:

  • нарушение учебной дисциплины учащимися :

- опоздание на уроки;

- пропуски уроков без уважительной причины;

- неподготовленное домашнее задание;

- неготовность к уроку (отсутствие тетрадей, необходимых учебных принадлежностей и т.д.);

- умышленное нарушение дисциплины;

- пользование мобильной связью, электронными игрушками во время учебного процесса.

2) невыполнение учебной программы в связи со снятием обучающихся на различные мероприятия (конкурсы, соревнования, концерты).

3) невыполнение родительских обязательств в отношении своих детей (родители перекладывают всю ответственность за воспитание своего ребенка на педагогов, классных руководителей).

4) некорректное (необоснованное) вмешательство в учебно-воспитательный процесс родителями (замена учителя-предметника, классного руководителя).

5) конфликты между учителями.

Если говорить о причинах, порождающих конфликты, то среди них можно выделить две большие группы:

- конфликты, обусловленные особенностью отношений между учителями. Педагогический коллектив по большей своей части является женским, а женщины более чувствительны к изменениям в отношениях, вследствие чего более ранимые. Педагог, в большей степени привыкший оценивать других, достаточно остро реагирует на оценку своих личностных данных.

- конфликты «учитель – администратор». Расхождение в оценке со стороны администрации деятельности учителей (незаслуженная похвала одних и намеренная критика других).

Неумение учителя вести себя конструктивно в конфликтных ситуациях, правильно воспринимать критику, проявляя нетерпимость к замечаниям администрации, приводит к обострению отношений в коллективе.

На неделе права, 10 декабря, в день принятия ООН Всемирной Декларации Прав человека, в гимназии стало хорошей традицией проводить акцию «Открытый микрофон». Но форма и анализ проведенных акций заставляет искать новые методы решения поставленных проблем. Вот перечень вопросов, проблем, с которыми обратились учащиеся гимназии:

  • Могут ли учителя ставить «один» за забытую тетрадь?
  • Почему мы учимся по субботам?
  • Почему каждый учитель много задает и не думает, что другой учитель по своему предмету тоже может много задать?
  • Почему зимние каникулы у нас всего одна неделя?
  • Почему ученик должен носить портфель, который весит более 4-х килограмм?
  • Почему так холодно в школе и в классе?
  • Почему больше не пекут слоеные пирожки с желе?
  • Почему в школе так много дискотек?
  • Почему в кабинете музыки нет парт?
  • Почему в школе нет медсестры?
  • Почему закрыт музей?
  • Каким образом формируется замена учителей другими?
  • Почему у нас закрыли киоск?

Всего было задано 87 вопросов.  

Вывод: Анализ обращений все же показывает моменты нарушения прав участников образовательного процесса. Межличностные отношения в образовательном процессе насыщенны разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Отношения становятся напряженными, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные и сложные. Причины напряженности обусловлены объективными и субъективными факторами. Многие жалобы повторяются из года в год (большое количество контрольных и зачетных работ, право детей на отдых, удаление учащихся с уроков и т.д.). Мониторинг загруженности учащихся показал, что явной перегрузки в гимназии нет, но есть свои особенности. Наблюдается превышение нормы по некоторым предметам, выделена группа учителей, которая дает учащимся завышенный объем домашнего задания (иностранный язык, литература, МХК). Объем учебных программ, их информационное насыщение часто несоразмерны с возрастными и функциональными возможностями учащихся. Проблема усугубляется тем, что почти большинство учащихся недосыпают от 30 минут до 2,5 часов в сутки. А нехватка только получаса сна снижает работоспособность подростка на 30 %, 2/3 тех же ребят в будни не бывают на свежем воздухе. Большую тревогу вызывает продолжительность рабочего дня педагога. Во многих исследованиях показано, что рабочее время учителя намного превышает временные затраты представителей других профессий, а также нормативно установленные временные параметры недельной занятости. Такая ситуация требует разработки системы мер по укреплению физического и психического здоровья учащихся и учителей.

Положительные тенденции:

  • Работа по формированию правовой культуры дает положительные результаты. Образование, направленное на осознание того, что такое права человека, ответственность, толерантность, а следовательно, взаимопонимание и мир становится жизненно важной потребностью.
  • Взаимоотношения между участниками образовательного процесса заметно изменилось в лучшую сторону. Как показал последний опрос значительно сократилось число конфликтов. Нормой стало то, что в любой конфликтной ситуации школьники предпочитают найти мирное решение. В зависимости от ситуации может быть необходимым административное вмешательство, а может быть просто дан добрый совет.
  • В гимназии ведется активная работа по повышению комфортности в образовательной среде, можно говорить о преобладании психического и эмоционального комфорта, ощущения безопасности и защищенности.

Наиболее важные мероприятия с участием Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса школы

Все мероприятия вносятся в общий план школы по учебно-воспитательной работе.

  • Участие в работе Совета школы
  • Выступления на педагогических советах по актуальным вопросам, с анализом прошедших мероприятий, акций, проблемам правового характера.
  • Участие и выступления на семинарах Уполномоченных ЮАО.
  • Проведение «Открытого микрофона» в рамках «Недели права».
  • Конкурсы плакатов, эссэ.
  • Участие в «круглых столах».
  • Изучение и анализ обстановки в школе в аспекте прав человека (анкетирование, ящик для вопросов, организация встреч администрации с учащимися по параллелям, с учителями, ответы на вопросы и т.д.).
  • Работа с подшефными школами.
  • Тренинги по разрешению конфликтных ситуаций с учащимися по параллелям.
  • Комплектация библиотеки по вопросам прав человека.
  • Стенд «Омбудсмен».
  • Подписка на газету «Образовательное право».

Основные направления деятельности школы по дальнейшей реализации проекта «Институт Уполномоченного по правам в школе» на 2008-2009 год

  • Разработка и активизация здоровьесберегающих программ и технологий.
  • Дальнейшее совершенствование локальных нормативных актов (Правила школьной жизни, Положение об Уполномоченном, Положение о внешнем виде учащихся).
  • Усовершенствование работы по правовому просвещению родительского сообщества.
  • Выявление причин нарушения прав участников образовательного процесса в школе (мониторинг, диагностика, анкетирование).
  • Психологическое и правовое сопровождение учительского сообщества (профилактика эмоционального и профессионального выгорания).

 

Правила школьной жизни

Мы, участники образовательного процесса Государственного образовательного учреждения г. Москвы гимназии № 1587, исходя из принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, неукоснительного исполнения обязанностей, уважения друг к другу, законности, стремясь создать гражданское сообщество в нашей гимназии, принимаем настоящие Правила школьной жизни.

Правила школьной жизни обязательны для исполнения работниками школы, родителями (законными представителями), учащимися и всеми другими лицами, имеющими отношение к гимназии.

Правила школьной жизни являются локальным актом гимназии..

Настоящие Правила могут быть пересмотрены и дополнены в связи с изменениями законодательства и другими обстоятельствами. 

Раздел первый

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ.

1. Учащийся имеет право на:

1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2).

1.2. Защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31, Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14)

1.3. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28,29)

1.4. Защиту от применения методов физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.6)

1.5.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст50 п.7)

1.6. Дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.7.Обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.8. Свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.16)

1.9. Выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другие), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

(Закон РФ «Об образовании, ст.10 п.1, ст.50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007г. №827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)

1.1 0. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.п.17,19)

1.1 1. Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

(Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" п.п.4,5)
1.12. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами гимназии.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.1 3. Добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

(Конвенция о правах ребенка, ст.32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.50)

1.14. Получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

1.1 5. Право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения оценки за письменные работы.

1.16. Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

1.17. Апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки .

(пункты 1.15-1.17 принимаются Советом школы или иным органом управления образовательного учреждения)

1.18. Пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

1.19. Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.20. Представление гимназии на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49.1)

1.21. Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

(Закон РФ «Об образовании, ст.51, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" , ст.28)

1.22. Заблаговременное уведомление о сроках и объёме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.

(Письмо МКО от 31.08.2001г. №2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г.Москвы», Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005г. №676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях» )

1.23. Отсутствие домашнего задания на выходные дни с 1 по 4 классы (кроме чтения художественной литературы), а также отсутствие задания на каникулы для учащихся вcех классов.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)

1.24. Объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающий 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

(Письмо МКО от 31.08.2001г. №2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г.Москвы», Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005г. №676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»).

1.25. Установление числа уроков, не превышающее в день 5- в начальной школе и 6 - в основной.

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.9, Письмо МКО от 31.08.2001г. №2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г.Москвы»)

1.26. Отсутствие переводных экзаменов в 1-7 классах. Проведение переводных экзаменов в 8, 10 классах не более, чем по двум предметам, при соблюдении этапности в освоении учебного материала и только за рамками учебного процесса, не в каникулярное время. (Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005г. №676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях», (Приказ ДО города Москвы от 19.05.2000г. №312 «Об утверждении Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений п.4.3).

1.27. На перевод в выпускных классах на индивидуальный учебный план, освобождение от занятий по отдельным предметам или предоставление одного из дней недели свободного по заявлению родителей (законных представителей) и решению педагогического совета в случае успешного освоения учащимся учебного материала, на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ в случае болезни, подтвержденной медицинскими документами.

(Письмо МКО от 31.08.2001г. №2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г.Москвы»)

1.28. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п.42, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.4, 2.9.18)

1.29. Участие в культурной жизни гимназии, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту.

(Конвенция ООН «О правах ребенка», ст.31)

1.30. Открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в образовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на Совете гимназии.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.31. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.32. Самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать пред администрацией гимназии о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников гимназии, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если учащиеся не согласны с решением администрации гимназии, то он вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

(Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст.9 п.3)

1.33. Использование для выступлений школьной газеты, стенгазеты, открытых микрофонов, ящика доверия, книги отзывов и предложений; проведение во внеучебное время собраний, митингов по вопросам защиты своих нарушенных прав.

(Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст.9 п.3; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.34. Добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские общественные организации, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат Уставу гимназии.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.15; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст.9).

1.35. Приобретение продукции в школьном буфете, съесть которую он может только в помещении буфета или в столовой.

1.36. Получение консультации в случае пропуска урока по уважительной причине во время проведения консультативных часов в соответствии с графиком работы гимназии и учителя.

(Если это прописано во внутренних документах школы).

2. Обязанности учащихся:

2.1. Добросовестно учиться.

(Конституция РФ ст.43 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.2. Выполнять требования устава гимназии.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.3. Достойно, культурно вести себя в гимназии и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций гимназии, её авторитете.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.4. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников гимназии.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.5. Беречь имущество гимназии, соблюдать чистоту и порядок на территории гимназии.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. П остановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории гимназии, уборке классов и дежурствам при их согласии и согласии родителей (законных представителей).

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" )

2.7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

2.8. Приходить в гимназию за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, сдавать одежду и обувь в гардероб, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2.9. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.

(Конституция РФ ст.43 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.3)

2.11. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.

Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все, связанные с процессом обучения факты.

2.12. На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

2.13. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

2.14. В случае пропуска занятий приносить записку от родителей или справку из медицинского учреждения.

(Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" ст.51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. N 27-14/70-83)

3. Общие правила поведения учащихся:

3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

(Конституция РФ, ст.17 п.3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.3)

3.2. Время перемены - личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

(Конституция РФ, ст.17 п.3)

3.3. В столовой:

- бережно относиться к имуществу столовой,

- во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,

- убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

- не приходить в столовую в верхней одежде,

- не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

3.4. Дежурные по столовой (назначается в соответствии с графиком дежурств по столовой) заблаговременно накрывают стол для завтрака и обеда для каждого класса

3.5. Дежурные по классу (назначается в соответствии с графиком дежурств по классу) помогают педагогу подготовить класс для следующего урока; производят посильную уборку кабинета по просьбе учителя; в конце учебного дня подготавливают класс для следующего дня.

3.6. Ежедневно два человека от класса присутствуют в раздевалке для организации приема одежды учащихся данного класса (дежурство осуществляется с 8 ч.00 мин. до 8 ч. 24 мин.)

3.7. Дежурные по гимназии (осуществляется учащимися 7-11 классов) обязаны:

- проверять наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;

- помогать переодеваться младшим школьникам;

- следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;

- поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.

Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости дежурные обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

3.8. Требования к внешнему виду учащихся:

- в гимназию учащиеся классов, где введена единая форма одежды, должны приходить в школьной форме, предназначенной для занятий. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к себе и к обществу. Не рекомендуется: ношение вызывающей одежды очень ярких цветов, излишне открытой, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению; яркий макияж, экстремальный цвет волос.

- в школе учащиеся должны ходить в сменной обуви;

- не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде.

- на торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в одежде делового стиля.

- не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин.

4. Учащимся запрещается:

4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", ст.6,

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", ст.2)

4.2. Курение на территории гимназии.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", ст.6)

4.3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и в перерывах.

4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.

(Конституция РФ, ст.19 п.2, ст.21 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

4.5. Запугивания, издевательства, унижение личности, дискриминация по национальному или расовому признаку в адрес всех участников образовательного процесса.

(Конституция РФ, ст.19 п.2, ст.21 п.2)

4.6. Выходить из гимназии во время уроков без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

4.7. Опаздывать на занятия.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

Раздел второй

Права и обязанности учителя и классного руководителя

5. Учитель, классный руководитель имеет право на:

5.1. Защиту профессиональной чести и достоинства.

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

5.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст.23 п.1)

5.3. Участие в управлении гимназией в соответствии с Уставом гимназии.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. П остановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

5.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника гимназии или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

5.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

(Трудовой кодекс РФ, ст.22)

5.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. П остановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

5.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

5.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

5.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу гимназии и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

5.10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

5.11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

5.12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

5.13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ст.2 п.1)

5.14. Предупреждение о замене уроков заранее.

5.15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

5.16. защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)

5.17. Требовать:

- от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

5.18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

5.19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

6. Учитель обязан:

6.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом гимназии, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).

6.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива гимназии. Быть нравственным примером учеников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)

6.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

6.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)

6.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)

6.6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

6.6. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации гимназии отчетные данные.

6.7. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

6.8. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

6.9. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

6.10. Дежурить по гимназии в соответствии с графиком, утвержденным директором гимназии.

6.11. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу гимназии, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

6.12. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)

6.13. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

6.14. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.8 п.5)

  1. Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося. 7.3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию гимназии о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

8. Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

( Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

8.2. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст.43)

8.3. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

8.4. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 5-11 классах.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)

Раздел третий

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

9. Родители (законные представители) имеют право на:

9.1. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

(Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.3, ст.5 п.3)

9.2. Выбор для своих детей форм получения образования, в том числе семейного образования, и видов образовательных учреждений.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 пп.1,4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59 )

9.3. Ознакомление с Уставом гимназии и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

(Закон РФ «Об образовании, ст.16, п.2, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ст.9 п.4).

9.4. Прием детей в соответствии с Уставом гимназии и действующим законодательством. (Закон РФ «Об образовании, ст.16,ст.19 п.2)

9.5. Участие в управлении гимназией, в соответствии с Уставом гимназии (Совет гимназии, Попечительский совет, родительские комитеты).

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59)

9.6. Ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.7, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.1 пп.3)

9.7. Перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в гимназии при его положительной аттестации.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.3)

9.8. Обсуждение спорных вопросов с учителями или администрацией гимназии и обращение к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.1 пп.3)

9.9. Обеспечение религиозного и нравственного воспитания в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.

(Конвенция о правах ребенка ст.14, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.4)

9.10. Посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку (родители, проживающие отдельно от ребенка).

(Семейный кодекс РФ, ст. 66, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.1 пп.3)

9.11. Добровольные пожертвования и целевые взносы гимназии в форме, предусмотренной Уставом и ознакомление с материалами об их использовании.

(Закон РФ «Об образовании, ст.41, п.8)

9.12. Своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором гимназии.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.1 пп.3)

9.13. Дополнительные встречи с учителем, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (по согласованию с учителем).

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.1 пп.3)

9.14. Корректное высказывание обоснованной критики в адрес гимназии на родительских собраниях, а также при встрече с директором гимназии.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59п.п. «в»)

9.15. Перевод ребенка в другой класс с согласия администрации (в случае конфликта между родителем (законным представителем) и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися).

(Конвенция о правах ребенка, ст.3)

9.16. Требование от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на основании решения общего собрания родителей (законных представителей) учащихся гимназии.

(Закон РФ «Об образовании, ст.38, п.1,2)

  • Родители обязаны:

10.1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей.

(Семейный кодекс РФ, ст.64 п.1)

10.2. Не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

(Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.3. Обеспечить детям получение основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования в гимназии или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.4. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию.

(Конвенция о правах ребенка, ст.18, Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.5. Следить за здоровьем и внешним видом ребенка, а также обеспечивать по мере своих возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка, обеспечить его всем необходимым для посещения гимназии (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.6. Выполнять Устав гимназии и настоящие Правила.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.7. Посещать родительские собрания.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.8. Поддерживать контакт с классным руководителем своего ребенка.

10.9. Отпускать ребенка на внеклассные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.16)

10.10. В случае причинения ущерба имуществу гимназии родители (законные представители) возместить ущерб в полном объеме.

Раздел 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

11. Ответственность учащихся:

11.1. За однократное нарушение настоящих Правил учащемуся выносится устное порицание.

За повторное нарушение следует вызов родителей (законных представителей) к классному руководителю. Последующее нарушение настоящих Правил ведет за собой приглашение учащегося вместе с родителями (законными представителями) на заседание педагогического коллектива.

(Принимается органом самоуправления школы)

11.2. За систематическое нарушение Правил администрация гимназии имеет право на:

- обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав района Братеево ;

- обращение с ходатайством в Окружное управление образования.

(Закон г. Москвы от 13 апреля 2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", ст.6 п.5)

11.3. По решению органа управления гимназии за совершенные неоднократно грубые нарушения устава гимназии допускается исключение из гимназии учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение учащегося из гимназии применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание учащегося в гимназии оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и права работников гимназии, а также нормальное функционирование гимназии.

Решение об исключении учащегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Гимназия незамедлительно обязана проинформировать об исключении учащегося из гимназии его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из гимназии, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

(Закон РФ «Об образовании», ст.19 п.7)

12. Ответственность гимназии:

12.1. Гимназия несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) реализацию конституционных прав личности на образование

(Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007 г. №827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», п1.5.)

2) невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.1)

3) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) пункт 10; Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007 г. №827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», п.1.5.)

4) жизнь и здоровье учащихся и работников гимназии во время образовательного процесса;

(Закон РФ «Об образовании», ст.51)

5) соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям;

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.2, Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007 г. №827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», п1.5.)

6) нарушение прав и свобод учащихся и работников гимназии;

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.5)

7) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

(Закон РФ «Об образовании», ст.32, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2)

13. Ответственность работников гимназии:

13.1. Помимо общих оснований для увольнения основаниями для увольнения педагогических работников являются:

- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

- повторное в течение года грубое нарушение Устава гимназии.

-появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, воспитанника.

(Трудовой кодекс РФ, ст.336, Закон РФ «Об образовании», ст.56 п.4)

14. Ответственность родителей (законных представителей):

14.1. Родители (законные представители) учащихся несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования, создание необходимых условий для получения детьми общего образования.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.5; Закон г.Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4)

14.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет привлечение их к административной ответственности.

(Кодекс об административных правонарушениях, ст.5.35)

14.3. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

(Гражданский кодекс РФ, ст.1073)

15. Порядок принятия и изменения Правил школьной жизни

15.1. Правила школьной жизни и изменения к ним принимаются Конференцией. Настоящие Правила могут быть пересмотрены и дополнены в связи с изменениями законодательства и другими обстоятельствами.

15.2. Решение о принятии и изменении Правил школьной жизни принимается простым большинством голосов от числа присутствующих и доводится до сведения всех участников образовательного процесса путем размещения текста в общедоступное место ( стенд, сайт - общедоступное место, где любой может ознакомиться с текстом Правил школьной жизни).

Приняты Конференцией Школы

Протокол № 1 от « 20» июня 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межшкольное научное общество

Положение о Межшкольном научном обществе

 

Летний лагерь в Керчи

 

 

 
     
Hosted by uCoz